Категории

Тут было

Румынское и молдавское народное искусство,- сравнение

Румынская и молдавская народная музыкаРаз пошла такая пляска, то есть, раз столь много внимания уделяется Румынии и румынскому языку, следует предложить нашей аудитории и некоторые румынские книги, которых сейчас, после того как Россия наложила санкции на Молдову стало очень много на книжном рынке. Видать к дождю… Предлагаем читателям альбом, который посвящен румынскому народному искусству. Издана книга давно, является библиографической редкостью, но, тем не менее, представляет интерес для всех, кто изучает румынско-молдавскую культуру и искусство. Парадоксальная вещь получается, румыны всеми правдами и неправдами стараются отречься от молдаван, аннулировать их существование, низвести до уровня «несуществующего народа», но, в то же время не в состоянии отрицать общность культуры и нуждаются в территориях Молдовы.

Стоило бы разобраться с тем, что стоит у истоков, Румыния или всё-таки Молдавия, чья культура древнее, и от чьей культуры пошло развитие всего народного искусства Румынии и Молдавии. Это легко проследить, если сделать небольшой анализ внутреннего содержания культуры двух народов. Всё искусство Молдавии и Румынии имеет общие корни. Отличаются они, прежде всего регионализмами. Молдавское народное искусство в целом по стилистике, колористике и настрою является, как сказал бы Альберт Швейцер «жизнеутверждающим». Оно несёт в себе радость жизни, цвета, даже при использовании чёрных оттенков, в целом создают гармоничный, радостный настрой. Народное искусство Румынии, практически любых районов, за исключением некоторых зон в Карпатах, и румынской зоне Молдовы, имеют трагические оттенки в колористике, тона, чаще всего тусклые и мрачные. Что несложно заметить даже в представленной книге. Опять же, если вернуться к Альберту Швейцеру, это искусство надо было бы назвать «жизнеотрицающим».

Теперь, если попытаться дать сравнительную характеристику искусству двух народов,- то есть Молдавии и Румынии, легко сделать выводы о том, кто от кого происходит. Жизнеотрицающее искусство это всегда упадочное явление, это явление всегда следует за другим, за тем, которое жизнь утвердило. Можно было бы сказать, что такое искусство деструктивно, но это будет правомерным только если сравнивать его с народным искусством Молдавии, которое, в свою очередь всегда было и остаётся направленным на рост, на Жизнь, на радость и веселье.

Эти явления можно наблюдать по всех жанрах искусства,- как в народном, так и в профессиональном искусстве, а также в мусических искусствах, таких как музыка и танец, и даже в театральном искусстве. Во всём мире известен такой стиль как «румынский театр». Сравнить его можно только с представлениями варварским народов,- в румынском театре представления построены на криках, грубости, топорности. В нём нет нюансов, вся игра актёров состоит и крайностей. Рассказываю это не ради критики, и не даю оценок данному явлению, просто констатирую факты.

Раз уж мы перешли к мусическим искусствам, надо сказать несколько слов о народной музыке и танцах и сравнить между собой молдавскую народную музыку с румынской. Эти моменты хорошо было бы рассмотреть на примерах, и мы несколько примеров уже показали ранее. Но в целом, надо сказать, что особенно в народной музыке и танцах прослеживается разность культур. Румыния в этих видах искусства проявляет себя как монотонная, спокойная, можно сказать стариковская, увядающая культура. Молдавская наоборот, это бойкая, боевая музыка, опять же, жизнерадостная. И тут можно было бы сказать, что румынская более древняя, потому и более монотонная, однако не вяжется это с реальностью. Многие критики пытались дать объяснение этому феномену (существование которого никто не оспаривает), но никто не смог толком объяснить его. Объяснение же простое. То, что увядает, стоит в застое не может быть живым, не может иметь древние корни. Там может быть корней вообще нету. Ибо корни, это прямой ключ к развитию, к творческому процветанию. Отсутствие корней, приводит к увяданию и засыханию.

Тем не менее, надо сказать несколько слов о том, что Россия и вообще русскоязычное население не способно получить полной картины состояния вещей относительно искусства (особенно народного) Румынии, и, тем более Молдавии, в силу железного занавеса, поставленного в области культуры между русским и румынско-молдавским народом. Этот занавес существовал и в советское время. Например в советской Молдавии невозможно было купить румынские книги (справедливости ради, надо сказать, что их невозможно купить в Молдавии и сейчас). В России, в Москве существовал магазин «Дружба» (если мне память не изменяет), в котором кое-что можно было найти. Но, хочу сказать, что по сравнению с тем, что издавалось и издаётся в самой Румынии в плане изучения народного искусства, этнографии и фольклора, то, что видит русскоязычная аудитория, это ровным счётом ничего. В Румынии изданы десятки тысяч изданий по фольклору и народному искусству. Даже в самой Румынии они являются библиографической редкостью, а до России и вовсе не доходят. Румыны создали, хоть и в жуткой по качеству полиграфии, ещё во времена Чаушеску, огромную библиотеку книг по народному искусству. Практически каждое село Румынии имеет свой, пусть и небольшой, но альбом, в котором отражены (хоть и кратко), все моменты связанные с культурой данного села,- это и архитектура, и орнаментика, костюмы и декоративно-прикладное искусство. Существуют огромные фонотеки образцов музыкального творчества румынского народа.

Нельзя сказать, что в Молдавии подобных коллекций не существуют. Существуют. Но они тщательно спрятаны (если не уничтожены), в секретных архивах Молдавской Академии наук и не только. Это то, что я достоверно знаю, видел своими глазами полки, загруженные до верха 10-метровой высоты потолка, фольклорными материалами, собранными студентами, учёными и просто энтузиастами. Само собой, что доступ к этим фондам закрыт. Он был закрыт в советское время, сейчас и подавну (повторяю, если не уничтожен), недоступен для изучения. Никаких книг в Молдавии не публикуется. Почему такое происходит? Кому-то, видимо, выгодно держать народ и всю прогрессивную общественность в неведении, создавать молдаванам имидж отсталого народа. Но, даже простой, поверхностный сравнительный анализ искусства Молдавии и Румынии, который мы сделали, показывает, что превосходство всё-таки на стороне Молдовы, а не Румынии. Не исключено, что однажды кто-то доберётся до запрещённых архивов и вынесет на поверхность спрятанные архивы.

Что надо сказать, ради справедливости, так это то, что Румыния сильно преуспела в области эстрадной музыки. Особенно в годы правления Чаушеску. Перегнать и обогнать Молдавию по качеству они не смогли, а вот по количеству музыки точно обогнали. На эстраде Румынии звучали песни на любую тему. Разнообразие эстрадной музыки было просто ошеломляющим, и качество, надо сказать, для эстрады тех времён тоже было на высоком уровне. Переплюнуть румын на эстраде могли только итальянцы, да и то не всегда. Но, мы отвлеклись от основной темы нашей статьи,- от книги.

Как говорит нам аннотация к книге «Румынское народное искусство«, в ней рассматриваются такие разделы как: Жилые дома и церкви, уделено внимание мебели и домашней утвари; не обойдён вниманием и национальный костюм, а также украшения, показаны вышивки и ткани; рассмотрена керамика; и ещё одно уникальное явление, такое как живопись на стекле, гравюра на дереве, а также писанки.

Книга «Румынское народное искусство» — купить книгу

Related Post


See also:

Leave a Reply