Категории

Тут было

Румыния, Молдавия и Россия, разница и общность церковной архитектуры

Spread the love

В сегодняшней статье предлагаем вам рассмотреть церковную архитектуру, с точки зрения «Румыния и Россия, разница и общность архитектуры» которое находится в Румынии, в селе Туря (Turea), района Клуж-Напока (Cluj-Napoca), Область Клуж. Эта церковь представляет собой большую историческую ценность не только ввиду своей древности (она была построена, согласно надписям на входной двери — 1760), сколько в силу особенностей самой архитектуры, которая встречается только в данном регионе. Это второй религиозный памятник, который можно увидеть в музее села, города Бухареста. Данная деревянная церковь из села Туря (Turea), относится, как мы уже упоминали к середине XVIII века. Она выстроена из толстых и очень широких дубовых пластин, уложенных на цоколе из дикого камня. Торцы верхнего венца далеко выступают на углах четырехгранной апсиды алтаря, по бокам переднего фасада и вдоль боковых стен, образуя ряд расположенных в определенной последовательности консолей, напоминающих распростертые крылья птиц. Эти консоли поддерживают крышу, сообщая прочность, равновесие и необычайную    гармонию   всей   архитектуре    здания.


Музейные работники считают, что церковь интересна как образец применения некоторых оригинальных приемов строительной техники и представляет несомненную ценность совершенством и стройностью своих пропорций. Мы хотим обратить внимание читателей на тот факт, что данная церковь, как и некоторые другие в Трансильвании, особенно в северо-западной части, имеют очень много сходства с некоторыми церквями России. Прежде всего, бросается в глаза Кижи, но, надо обязательно сказать, что полной тождественности не существует, разница есть, и очень большая. Российские церкви более склонны всё-таки к православным формам, мягким, или, как говорят художники, тёплым формам. Румынская церковная архитектура стремится всё-таки больше к западным образцам,- готическому стилю, стремлению ввысь, используя больше прямые или холодные линии. Конечно же, анализировать церковную архитектуру только с точки зрения использованных художественных форм недостаточно для того, чтобы составить себе ясное представление о мировоззрении строителей, но всё же даёт возможность ощутить дух архитектуры рассматриваемого народа.

Почерневшее от времени здание кажется невысоким под расширяющейся книзу высокой кровлей, крытой дубовой дранкой, украшенной декоративной резьбой. Тут надо сказать несколько слов о декорировании церквей в целом по Румынии. Прежде всего, православные церкви Румынии сильно отличаются от русских православных церквей тем, что здесь преобладает резьба по дереву. Как мы знаем, в России, декор насыщен золотом, а также обилием икон. Этого нет в Румынии. Ещё одна особенность румынских церквей состоит в том, что чем дальше мы продвигаемся на Север Румынии, тем церкви менее богато украшены. На Юге ситуация иная, но, надо подчеркнуть тот факт, что ещё большая разница в декора румынских церквей можно наблюдать при сравнении церквей западной стороны Румынии и церквей восточной стороны. Из восточной надо отметить особым образом Молдову. Причём Республика Молдова шла своим путём развития, несмотря на многовековую общую традицию, а вот румынская Молдова более тяготит всё-таки к Западу. Тем не менее, на самой территории Румынии церкви румынской Молдовы очень сильно отличаются от остальных церквей тем, что тут  более богатый декор, более насыщенные краски.

Перейдём далее к анализу церкви Туря (Turea). Над притвором возвышается изящная остроконечная башня, построенная чрезвычайно оригинально. Четыре высоких столба, образующих ребра усеченной пирамиды, установлены в выдолбленных гнездах двух поперечных балок, опирающихся на стены притвора. Крепкие укосины, врубленные под стрехой в потолочные балки, увеличивают прочность и устойчивость здания. Башня заканчивается четырехугольной площадкой с низкими столбиками и арками, на которые опирается заостренная кровля, образующая главку. Между арками площадки установлены «клешни» для двух колоколов церкви. Нижние концы досок, образующих балюстраду площадки, заканчиваются выпиленным узором, а в центре каждой из четырех сторон выпилен крестообразный декоративный  мотив.

На четырех углах основной главки установлены четыре меньших главки в форме маленьких пирамидок, заканчивающихся небольшими деревянными крестами такой же формы, как и два больших креста, из которых один установлен на верхушке основной главки, а другой — на кровле церкви, над алтарем.

Внутри церковь разделена на три части: притвор, корабль и алтарь. Потолок притвора — ровный, корабля — сводчатый; потолок алтаря имеет форму полусферы. Внутренние дубовые аркады украшены рельефной резьбой и линейным орнаментом.

Маленькие оконца пропускают мало света, и в церкви царит полумрак. На дощатом своде корабля сохранились еще следы декоративной росписи.

Как видно из представленных фотографий, сходство между русской деревянной церковной архитектурой и румынской явно наблюдается. И всё же, каждая страна шла своим путём, не перенимая художественные традиции соседа, и даже не пытаясь подражать архитектуре другой страны. Высокие башни, скорее всего продиктованы климатическим условиями, но также, конечно же менталитетом. Даже из представленных фотографий мы можем увидеть, что каждая культура имея многие общие черты, всё-таки развивается своим собственным путём.

Что касается Молдавии, образцов деревянного церковного зодчества сегодня найти практически невозможно, но такая архитектура существовала. Возможно, мы сумеем найти со временем и эти образцы и показать их. Сейчас, к сожалению, приходится обращаться за аналогами к румынским источникам.

Related Post

1 comment to Румыния, Молдавия и Россия, разница и общность церковной архитектуры

Leave a Reply