Категории

Тут было

Появление этнонима молдаване

Spread the love

Появление этнонима молдаване

До XIV в. романское население во всем Подунавье в источниках называют волохи (влахи, блахи, власи, влехи), но постепенно у каждого отдельного района стали обособляться свои экономические, общественные и этнические особенности, появилось и особое свое самоназвание (этнонимы). Причем, обычно вначале получала название обособившаяся область, а потом и народ. Это отражало рост этнической обособленности и появление особого самосознания. С названием народа у молдаван происходил тот же процесс, что и у славян. Примерно до VII в. у всех славян имелся только один этноним «славяне», через несколько веков после расселения славяне (VI в.), переселившиеся на запад, сохраняя общее название славян, стали называться поляки, чехи, мораване и т. д., переселившиеся на
юг стали называться болгары, сербы, хорваты и т. д. Восточные славяне примерно с XIII—XIV вв. также стали распадаться и выделились части, назвавшие себя русские, украинцы, белорусы, т. е. шел обычный исторический процесс.

В Молдавии в XV—XVIII вв. наряду с термином молдаванин иногда употреблялись названия, общие для всех восточнороманских народностей (молдаван, валахов-мунтян и др.),— романы, романус, римляне (жителей Рима также называли романус). Постепенно за 
каждой народностью закрепился свой этноним. Происхождение названия «Молдавия» связано с названием реки Молдова (левый приток реки Сирет). Наименования «Молдавия», «молдаване» появились с образованием государства. В турецких документах страну называли Богдания, в русских — Волошская земля, иногда Малая Валахия, в церковных документах ее называли Русовлахия, Молдославия, Молдовлахия.

В документах название страны «terrae nostrae Moldavane» впервые встречается в грамоте венгерского короля 1360 года*. Вначале, когда волохи переселялись сюда из-за Карпат, они продолжали называть себя «волохи», а страну — «Волошская земля». Но постепенно начали употребляться этнонимы «молдаване» и «Молдавия», однако еще довольно долго сохранялись и старые названия. Так, господарь Стефан III в грамоте 1470 года разрешает бывшему холопу жить в Молдавии, как «…живут у нашей земли уси волохове своим волосскым законом»41. В XVII в. Г. Уреке в своей летописи специально пишет об истории появления молдавского народа и особенностях молдавского языка.

Само название «молдаване» постепенно стало основным, но старое жило в сознании народа веками. Например, когда Д. Кантемир в 1711 году вместе со своими соратниками ушел в Россию, то солдаты-молдаване основали ряд сел на территории Украины и соседних губерний. Их потомки проживают там и в наши дни, причем и на сегодня называют себя не молдаване, а «волохи». В XVII—XVIII вв. в Молдавии все более расширяется национально-освободительная антитурецкая борьба, многие авторы для обоснования права на независимость своего государства стали обращаться к римскому прошлому, они пишут о римском происхождении всех восточнороманских народов и молдавского народа. «От Рима мы происходим»,—писал Г. Уреке.

Некоторые же авторы даже стирали всякую разницу между понятиями римлянин и восточнороманские народы, ибо считали их прямыми потомками римлян. Так писал Дмитрий Кантемир, однако это не мешала ему подчеркивать разницу между римлянами и восточнороманскими народами и языками: «…знаменитые бессмертные римляне являются нашими предками и прапредками мунтенцев и ардяльцев (трансильванских волохов — Н. М.)…»АЗ, в другом месте он говорит о различиях между этими народами и их языками. М. Костин иногда молдаван называет также ромеями, романами, но отмечает, что «самое новое наименование наших молдаван— молдаванин, а мунтян — мунтянин». Эти строки доказывают, что современники М. Костина хорошо знали происхождение всех восточнороманских языков от латинского языка и на основании этого, в соответствии со своими умонастроениями, желали быть потомками «бессмертных римлян», они и молдаван считали прямыми потомками римлян и называли себя римлянами, романами. Как показано выше, в части языка это мнение в общем имеет основание, но утверждение: молдаване — потомки римлян — современная наука отвергает. Вместе с тем приведенные места из высказываний М. Костина и Д. Кантемира, показывают, что названия «мунтянин» и «молдаванин» они воспринимали как новое, недавно появившееся, но уже ставшее общепринятым.

* Для сопоставления интересно отметить, что в соседней Валахии название страны и народа также установилось не сразу. Страну вначале называли «Унгровлахия», потом «Мунтянская земля», «Валахия» и «Румынская земля», в турецких документах ее называли «Ифлака» или «Кара Ифлака», жителей называли «мунтяне» (этноним напоминает о том, что влахи переселились сюда из гор). Молдавские летописцы в своих летописях употребляли все три названия, так Г. Уреке, говоря о Валахии, в своей летописи 13 раз употреблял название Румынская земля, 6 раз Мунтения и 2 раза Валахия.

В Молдавии после выделения особой этнической общности «молдаван» намечалось дальнейшее дробление, возникают областнические названия — вранчане, кодряне, но это были областные, не этнические названия, они не получили этнического значения и исчезли, как исчезли и названия областей: «Верхняя страна», «Нижняя страна», «Долгополы» («Кымпулунг») и др.  Созданное Молдавское государство укрепляло процессы централизации и ослабляло стремление отдельных частей к обособлению. Появление особого устоявшегося общепринятого самоназвания является еще одним существенным шагом в процессе этнического формирования народа. Выделение особого самоназвания было естественным следствием накопления у каждой отдельной ветви единого до этого племени волохов специфических особенностей в экономике, быте, в области языка и культуры. Проживание в разных политических условиях в разных государствах еще более усилило этот процесс  обособления. Раньше отделились и приобрели большие отличия волохи, осевшие у берегов Адриатического моря (истрийские влахи) и у берегов Мраморного моря (меглениты, куцовлахи и др.). Волохи, проживавшие на территории Трансильвании, Валахии и Молдавии поддерживали более теоные связи, и поэтому общие этнические черты у них сохранились дольше, но проживание в разных условиях неизбежно вело и у них к обособлению, к появлению различий и особых этнонимов.

Волохи, заселившие восточное Прикарпатье, застали этот край опустошенным, но, как было показано выше, здесь еще сохранялось наибольшее количество восточнославянского населения, оно постепенно было романизовано, и это наложило свой отпечаток. И в последующие века эти волохи поддерживали более тесные контакты с соседним восточнославянским населением (украинцами, а потом и русскими), а те волохи, которые заняли землю между Карпатами и Дунаем, получившие название валахи или мунтяне (т. е. пришедшие из горной страны), веками поддерживали контакты с южными славянами. Эти разные контакты получили отражение в культуре, языке, обрядах.

Антропологи, изучая краниологические материалы (строение черепов), выделили «… некоторые специфические черты сходства, которые особенно подчеркивают близость молдаван и восточных славян», каковых нет у валахов. С этими историческими фактами и данными антропологии вполне согласуется наблюдение видного румынского филолога С. Пушкариу, которое выше уже было приведено: «С точки зрения этнической румыны южной Валахии отличаются от молдаван больше, чем от болгар». Появились различия в общественном строе и наименованиях разных социальных групп населения: феодальнозависимых крестьян в Молдавии называли «вечины» (соседи), а в Валахии — «румыны», мелких земельных собственников в Молдавии называли «резеши», а в Валахии «мошняне» и т. д.

Этнографы и филологи выделяют присущие молдаванам особенности в жилищах, одежде, фольклоре, в языке. Разумеется, большую роль сыграло существование на протяжении более пяти столетий отдельных государств Молдавии и Валахии. Оба этих государства, при близких исторических судьбах, вели каждое свою особую политику. У Молдавии и Валахии в значительной мере различались также внешнеполитические интересы. Начиная с XIV в. в Молдавии уже имелись все необходимые черты феодального общества: крупная феодальная собственность на землю и классы феодалов и зависимых крестьян, а сформировавшаяся здесь этническая общность достигла стадии молдавской народности.

Таким образом, выделение молдаван из общей массы волохов в особую — этническую общность произошло после расселения волохов на землях к востоку от Карпат. Здесь они встретили и ассимилировали остатки восточных славян. Унаследованные от этих славян черты в культуре и быту, усиленные в процессе последующих контактов с восточными славянами, составляют  одну из специфических особенностей молдавского этноса.

RelatedPost

Leave a Reply