Категории

Тут было

Молдавские крестьяне самые бедные писал Д. Кантемир

Spread the love

Молдавские крестьяне самые бедные писал Д. Кантемир

Д. Кантемир писал, что молдавских крестьян надо считать «…самыми бедными по сравнению со всеми крестьянами мира…». Взыскания всевозможных поборов в эти века сопровождались неимоверными притеснениями. Крестьян, не уплативших налоги, избивали, сажали в тюрьмы, заковывали в кандалы, морили голодом. Многие, не выдержав мучений, умирали. И не даром старый молдавский глагол «а прэда», обозначавший «собирать налоги», стал обозначать понятие «грабить». Если молдавское боярство и господари стали послушными исполнителями воли турецких султанов, то трудовой народ почти непрерывно вел борьбу с иноземными поработителями. В отдельные периоды ее возглавляли господари-патриоты, и тогда борьба приобретала особенно широкие масштабы (например, в 1574 г. при господаре Иоанне Лютом).

Огромные бедствия, которые выпали на долю молдавского народа, описывались множество раз как современниками событий, так и историками до наших дней. Лишь в последнее десятилетие появились отдельные авторы, которые пытаются по-иному осветить события, доказывают положительную роль владычества Турции в этом районе. Так, некоторые турецкие историки пытаются найти что-то положительное в господстве Оттоманской империи над народами Балкан. На этот путь стали некоторые историки и других стран. Владычество феодальной Турции наложило глубокий отпечаток на сознание народа, что получило отражение в устном народном творчестве. И в наши дни молдаване русские выражения «не к спеху», «не горит» передают словами: «че, дау турчий?»; пословицу: «Каков поп, таков и приход» — передают словами: «Каков турок, таков и пистолет» («Кум е туркул ши пистолул»); для выражения беззакония говорят: «Турок тебя бьет, он же и судит» и т. д..

Герои молдавских народных сказаний заслуживают любовь именно победой над турками и татарами. Такими богатырями народного эпоса являются Кодрян, Грозован, Дончило и другие. Борьба с турками и татарами — излюбленная тема молдавских народных баллад. В одной из них (о Грозоване) говорится о том, что, «разгромив татар сурово, Груя прискакал в Молдову. Солнцем края стал родного». Именно, победив турецко-татарскнх поработителей, Грозован «Солнцем края стал родного». Ненависть, к турецким поработителям на ряд веков стала одной-из характерных черт молдавского народа. Добавим, что обычно она облекалась в религиозную форму, форму ненависти христиан к мусульманам. Говоря о ненависти к туркам-поработителям, нельзя забывать, что это была ленависть к
феодальным турецким порядкам и правителям. О турецком народе вообще тут речь не идет. Более того, мы находим факты, показывающие, что в Молдавии делали разницу между правителями и народом. Д. Кантемир, насколько нам известно, был первым из молдаван, который писал об этом. Ненавидя поработителей, он в то же время писал о таких положительных чертах характера турок, как их гостеприимство, трудолюбие и т. д.

В эти же века в среде молдавского народа формируется стремление к установлению тесных дружеских связен с русским и украинским народами, которое последовательно проявлялось на протяжении ряда веков, это стремление также стало чертой национального мировоззрения. По своей форме оно обычно было религиозным, проявлялось как стремление к единству, якобы во имя единой религии. Русская и молдавская церковь признавали главенство Константинопольского патриарха. В молдавской и русской церкви использовались одни и те же книги на древнеславянском языке. Нередким был обмен церковными деятелями: русские и украинские монахи приезжали надолго, а иногда на постоянное жительство в Молдавию, а молдавские деятели— в Россию и на Украину. Церковь в эпоху феодализма была мощной силой, и церковные связи имели немаловажное значение. В конце XV в. в связи с изменившимися международными условиями впервые был заключен политический русско-молдавский союз. В московских документах XV в. не раз писалось, что Молдавия «другу нашему — друг, а недругу — недруг»; это была обычная формула тех времен, выражавшая союзнические отношения. Заключение союза было вызвано политическими интересами Русского и Молдавского государств, но необходимость его мотивировалась также религиозными срображениями. Молдавский господарь Стефан III в письме к великому князю московскому Ивану III, написанном около 1486 года, впервые предложил заключить союз, его необходимость он мотивировал общей религией.

Заключенный союз был действенным, и он, разумеется, был направлен не только на защиту религиозных интересов, а против агрессии польских феодалов. В Москве с большим вниманием и сочувствием следили за героической борьбой Молдавии против многочисленных врагов. В связи со смертью Стефана III в русской летописи была сделана следующая характерная запись: «Преставися *Стефан воевода Волоский, храбрый воин аки другий Александр (имеется в виду Александр Македонский. — Н. М.), многащи бо турецкого царя со великою его силою порази такожде татар, и Матвея Угорского короля, и короля польского Ольбрахта». Здесь чувствуется явная симпатия летописца к Молдавскому государству и господарю, союзнику Москвы. В XVI столетии зарождается и крепнет боевой союз молдаван и украинских казаков в антитурецкой национально-освободительной и социальной борьбе. Украинские земли с XIV в. попали под власть феодалов Польши и Литвы. Польские магнаты распространяли свое влияние на украинские земли, здесь появились, наряду с украинскими, огромные имения польских феодалов, а украинские крестьяне превращались в бесправных крепостных, которых презрительно называли «хлопы», «быдло» (скот). Борьба с феодалами стала главной задачей общественной жизни украинского народа. Борьба с молдавскими феодалами выдвинулась на первый план и у молдавских крестьян.

 

Related Post

Leave a Reply