Категории

Тут было

История молдавского кинематографа как история народа

Spread the love

История молдавского кинематографа как история народа. Почему мы этими словами начинаем статью? Да, потому что кино в действительности лучше всего отражает историю народа. В исследовании истории молдавского края местные кинематографисты углубляются своим взглядом в глубины веков. Фильмы рассказывают о борьбе молдавского народа против турецкого ига, нерушимой дружбе русского и молдавского народов, также о деятельности такого ученого, литератора, господаря Молдавии как Дмитрий Кантемир. именно его усилиями было положено начало развития этой великой дружбы, и именно о нём рассказывает фильм «Дмитрий Кантемир», который на VII Всесоюзном кинофестивале в Баку был отмечен дипломом жюри «За отображение исторической темы в сложном постановочном фильме».

Группа создателей фильма — автор сценария и режиссер В. Иовицэ, режиссер и оператор В. Калашников, исполнитель главной роли М. Волонтир, художник В. Ковриг — была удостоена Государственной премии МССР. События народного освободительного движения против турецкого ига и местных помещиков легли в основу и других фильмов В. Иовицэ — «Конь, ружье и вольный ветер», «У чертова логова». Совместной борьбе молдавского и русского народов против турецкого ига посвящен и документальный фильм О. Улицкой «Не только оружием».

О седой древности — временах гайдуков и лэутаров — рассказал Э. Лотяну в фильме «Лэутары». Эта драматическая киноповесть дает возможность зрителю соприкоснуться с богатым миром музыки, судьбой народных музыкантов, у которых было высокое призвание — нести людям вечно живое народное искусство. Она насыщена не только народными песнями, музыкой, подлинным национальным колоритом, но и философскими раздумьями о жизни. Фильм «Лэутары» создан в народно-балладном стиле, он говорит со зрителем языком музыки, но в то же время его отличает социальная окрашенность: кадр за кадром воссоздается атмосфера бесправия, угнетения и нищеты, в которой жили и творили лэутары — бродячие музыканты и певцы, чье искусство восхищало виртуозностью и самобытностью. Испанская газета «Унидад» писала в 1972 году: «…Прежде всего надо отметить поэтичность молдавского фильма. Чувствуется, что его постановщик — поэт. Мы видим восхитительные пейзажи Молдавии, слушаем красивые мелодии. Актерское исполнение, цвет, музыка являются главными достоинствами фильма». В основу фильма «Лэутары» легли подлинные факты, почерпнутые в летописях, старинных хрониках и других исторических документах. Герои «Лэутаров» — живые, яркие, запоминающиеся — люди трудной судьбы, художники в душе, писавшие музыкой свою историю.

Смысловым лейтмотивом произведения стали слова о том, что «человек ради Алой птицы живет». Создатели фильма «Лэутары» добились единства музыки, сюжета, характеров, всего действия. Изобразительный строй картины подчинен музыкальному решению. Музыка стала одним из главных элементов драматургии. Широкое использование в драматургии мелодий и песен лэутаров, сохраненных народом до сегодняшних дней, тесным образом связано с именем композитора фильма Евгения Доги. Он проделал огромную работу по отбору народных мелодий, их воспроизведению и обработке.

Leave a Reply