Категории

Тут было

Историческая литература о происхождении молдавского народа

Spread the love

Откуда произошли молдаване

Вопрос о происхождении молдавского народа  интересовал жителей Молдавии в очень давние времена. О его появлении возникали легенды и передавались относительно достоверные воспоминания. Уже первые молдавские летописцы задавались вопросом, откуда 
появились предки молдаван. Вначале они довольствовались ответом, почерпнутым из библейской легенды о происхождении всех языков и народов в результате так называемого «Вавилонского столпотворения». В Библии рассказывается, что все люди некогда говорили на одном языке, но бог в наказание за их дерзость сделал так, что все вдруг стали разноязычными. Автор древней молдавской летописи, пересказывая эту библейскую  историю, записал: «В дни Фалека разделися Земля, при сем и столпотворение (то есть смешение языков.— Н. М.) бысть». Так давался «исчерпывающий» ответ на вопрос о появлении многих языков. Эта библейская «история» только мешала выяснению действительной картины происхождения народов с различными языками.

Наиболее ранние попытки решения проблемы происхождения молдавского народа на научной основе, на базе исторических фактов были сделаны учеными эпохи Возрождения. Они были людьми несомненно более образованными, относительно хорошо знали античную литературу, имели более солидную лингвистическую подготовку. Крупный итальянский гуманист XV века Э.  Сильвий (позже римский папа Пий II) в одной из своих исторических работ дал небольшой очерк истории Молдавии и Валахии, Э. Сильвий знал, что молдаване и валахи говорят на языке, родственном латинскому, знал, что они проживают., и на территории древней Дакии, бывшей провинцией Рима, знал, что сюда из Рима высылали некогда нежелательных императору людей. Поэтому он сделал вывод, что молдаване и валахи —  потомки римских переселенцев, в том числе и ссыльных. 

Самым веским доказательством для Э. Сильвия был язык валахов и молдаван, хотя и сильно измененный, но явно латинского происхождения. Теория о том, что предками валахов и молдаван были римляне, дожила в  измененном виде и до наших дней, в ней есть доля истины, в ее пользу говорит такой веский довод, как язык. Для Э. Сильвия его замечание о римском происхождении молдаван и валахов было показателем его богатой  эрудиции. Попав в Молдавию, эта теория получила широкое распространение, ряд веков использовалась в литературе, вызывала острые дискуссии (об этом ниже). Следует напомнить еще об одной древней (русской)
гипотезе происхождения молдаван. В конце XV или начале XVI в., когда между Молдавским и Русским государствами установились более тесные связи, в Москву попал список древнейшей молдавской летописи. Один из русских летописцев того времени включил в свой труд краткие записи истории Молдавии под названием «Сказание вкратце о молдавских господарех отколе начася Молдавская земля». Некоторые записи из молдавской летописи он просто повторил, но кое-что добавил новое, в том числе и новую версию рассказа о происхождении молдавского народа.

Русский летописец знал о родстве молдавского языка с языком римлян и о том, что молдаване — православные, а римляне — католики. Он пишет о том, что некогда римляне исповедовали «настоящую» христианскую религию, (то есть христианство православного толка), но потом отошли от истинной веры. Тогда сторонники православия оставили Римскую землю и переселились в Придунайскую землю, а в Риме победили еретики-католики. Таким образом, по мнению русского летописца, молдаване являются потомками римлян, притом не ссыльных преступников, а наиболее благородных, сохранивших древнюю религию, в Италии же остались те, которые испортили древние обычаи. Надо полагать, что эта версия родилась в среде монахов, принимавших участие в борьбе православия с католицизмом.

Молдавские летописцы, естественно, постоянно возвращались к вопросу о происхождении народа. Григорий Уреке (1590 (?) —1647), например, категорически утверждал, что происходят молдаване от римлян. «Мы происходим от римлян»8,—писал он в своей летописи. Его интерпретатор, С. Даскэл, повторяя сочинения Э. Сильвия, писал, что предками молдаван были  римские преступники («оамень рэй»)9, которых за военные услуги венгерский король поселил в Марамуреше и сделал всех «немешами», т. е. боярами. Таким образом, по Даскэлу, все молдавские бояре происходят от римских ссыльных переселенцев. Происхождение же молдавских крестьян летописца не интересовало, их не считали потомками римлян.

 

Related Post


See also:

Leave a Reply