Категории

Тут было

Архитектура сельского жилого дома в Румынии и Молдавии

Spread the love

Сельское жилище Молдавии и Румынии несут в себе очень много схожих архитектурных черт. И там и тут сельское жилье претерпело примерно одинаковое воздействие и развивалось в одинаковых условиях. Существует небольшая разница в настоящее время, но, если рассматривать архитектуру сельского жилища Румынии и Молдавии прошлых веков, мы найдём больше сходства в них, чем различий. Жилой дом, самое конкретное воплощение коллективного опыта, иллюстрирует формирование всего хозяйства, что еще действительно для румынского села вплоть до XX века. Когда-то чужак не имел права владеть в общинном селении ни пахотной землей и ни домом, ибо это предполагало и право на общинную собственность. С этим же связан и столь мощный отпечаток самобытности народной архитектуры и интерьера крестьянского жилища.

Мастерство строить жилье выражается в использовании разных материалов и своеобразных приемов строительства. Деревянная архитектура применяется по обоим склонам Карпатской горной цепи проникая в холмистые районы между Карпатами и вокруг них, но встречается и в равнинных местностях; плетневые постройки преобладают в центре Трансильванского плато и в нескольких равнинных зонах, где они соседствуют с глинобитными; каменные постройки распространены во всех румынских исторических провинциях, но зоны их преобладания значительно уже. (В исследовании о селах Трансильвании и Баната проф. Ромулус Вуйя отмечал один чрезвычайно важный аспект: «На протяжении почти целого тысячелетия Трансильвания находилась под иноземным господством. Тогда как политические хозяева провинции составляли большинство городского населения, сельские поселения были населены, в подавляющем большинстве, румынами и сохраняли ярко выраженный румынский этнический характер. Так объясняется то, что румыны не смогли создать там цивилизацию городского типа, как это было на Западе, но зато они создали одну из самых блестящих в Европе сельских цивилизаций… Отсюда значение сельского жилища для того, кто хочет основательно изучить румынский бытовой уклад и румынскую цивилизацию …» (R. Vuia, Le viîlage roumain de Transylvanie et du Banat, «La Transyl-vanie», Bucarest, 1938.))

Глубокая давность румынской цивилизации, древнейшие корни строительного мастерства румынского народа благоприятствовали созданию оригинальных построек и жилых домов, определив рождение структур максимальной геометрической строгости. Так, встречается ряд геометрических структур, четко определенных пространственно и связанных вспомогательными постройками с сельскохозяйственными, пастушескими, плодоводческими и виноградарскими или рыболовецкими занятиями.

В тесной связи со средой, с социальными, экономическими и историческими условиями находятся в румынских селах многочисленные и разнообразные типы жилищ.

Дом, иногда на пять-шесть помещений, врытый в землю на метр, облицованный толстыми дубовыми бревнами, представляет собой дошедшую до нас древнюю архитектурную традицию, восходящую в придунайских землях к неолитическим пластам. Ареал его распространения в XIX и в первых десятилетиях XX века охватывал лесостепные районы Олтении и западной Мунтении. Такие постройки были известны и другим южным народам — в районах Западной Европы, по среднему и нижнему течению Дуная, на равнинных землях Венгрии, Сербии и Болгарии.

Одноярусный дом, так называемый «низкий», распространен в Румынии и Молдавии повсеместно.

Сложенный из связанных в венец горизонтально расположенных бревен, сплетенный из прутьев вокруг опорных кольев, глинобитный, саманный или каменный дом на одно помещение или больше, вплоть до шести, с крыльцом в виде галереи по фасаду, под столбами или без столбов, такой «низкий» дом является важным элементом единства жилья на всей румынской земле.

Двухъярусный, или «высокий», дом появился в румынской архитектуре позднее и получил распространение преимущественно в холмистых районах Олтении и Мунтении, в зонах плодоводства и виноградарства, причем нижний ярус в этих домах предназначался для хранения фруктов и вин.

Единственной областью, где двухъярусные дома строились издревле, был Горж, в то время как в Арджеше, Мусчеле, Дымбовице, Прахове, Бузэу они появились лишь в XIX веке, а в Мэрджинимя-Сибиулуй, Цара-Олтулуй, в Банате, Цара-Бырсей, Хацеге, в долине Жиу, в Пэдурень, в Цара-Моцилор и Цара-Зарандулуй жилище такого типа распространилось во второй половине XIX столетия или даже в XX веке.

 Некоторые «высокие» дома имеют и отдельные фортификационные элементы — следствие связи крестьянских домов с боярскими, типа укрепленных прямоугольных башен (кулы).

 Дом румынского крестьянина строился обычно либо прямоугольным, либо — очень редко — квадратным. Главный фасад дома обносился крытой галереей с перилами и столбами или без столбов. В некоторых районах галерея перед входом расширена на три-четыре метра, образуя крыльцо с резными перилами, балясами и подзором. Бывает, галерея окружает дом с трех или даже со всех четырех сторон.

 По фасаду предполагается один или два входа и от двух до четырех окон.

 Система входных дверей различна, в зависимости от давности постройки и зоны ее расположения. Самые древние двери сколочены из двух толстых досок, скрепленных двумя горизонтальными брусьями и одним брусом наискось. В Горже на доски снаружи приколачивались гвоздями с широкой шляпкой резные пластинки с различными геометрическими узорами. Дверные петли и ручки из кованого железа, выходившие из сельских мастерских, тоже служили декоративным элементом. Системы дверных запоров разные. Есть деревянные запоры с металлическим « ключом », есть и железные замки. Иногда двери запираются на простой деревянный или железный засов. Двери в интерьере менее прочны, но сделаны с некоторой заботой о красоте. Закрываются они на простой крючок или на внутренний железный замок. Двери интерьера сколочены из досок с фасонными краями, и в них обычно прорезаны окошки.

 Окна в домах XVIII и первой половины XIX века малых размеров (40 см Х40 см), стекло прикреплено к раме двумя перекрестными планками, чтобы стекла расходовалось как можно меньше. В некоторых районах, например в Западных горах, в Хацеге, в Хунедоаре и т.д., окна были забраны железной решеткой фасонной ковки или простой деревянной решеткой. Назначение решеток двойное: защищать окна и служить декором.

 В «низкий» дом проникают по каменной или деревянной лестнице. Если дом двухъярусный, то самое простое решение для входа — использование наклонного рельефа, при этом лестница не требует большой затраты труда. Если нижний ярус находится на уровне земли, порог дома образует приваленный к входу плоский камень. Если же постройка несколько приподнята над землей, в дом поднимаются по ступеням, составляющим перед дверью переходную площадку с улицы во внутренние помещения.

 Лестницы двухъярусных домов расположены снаружи или встроены в галерею; чаще всего они деревянные. Ступени прямые, параллельно к стене, чтобы лестница укрывалась под крышей. Когда лестница расположена перпендикулярно к фасаду, над нею возводится отдельная крыша, и вид фасада в таком случае меняется.

 Строительство наружной лестницы — вопрос во-первых технического, а во-вторых практического порядка, ибо позволяет съэкономить значительное пространство в интерьере, доступ же в складское помещение, в подвал обеспечивается отдельным входом со ступенями.

Лестница служит и важным декоративным элементом, дает добавочную поверхность для орнаментации столбов и перил. В то же время она и отлично вписанный в архитектуру постройки элемент комфорта и элемент социального престижа, воплощая в себе переход от общественного пространства к пространству сугубо семейному.

 Специфика румынской народной архитектуры глубже раскрывается при изучении внутренней организации жилого дома. Подразделение общей кубатуры дома производится горизонтально и вертикально, с применением разных решений, в зависимости от типа жилища и от зональных различий.

 Самый распространенный прием — это отделение помещений от чердачного пространства по горизонтали, с помощью потолка, состоящего из центральной балки — матицы, которая несет на себе перпендикулярно уложенные поперечные балки и потолочные плахи. В домах, построенных сравнительно недавно, поперечные балки непосредственно поддерживаются верхним венцом бревен. Там, где потолочные балки скрытые, пространство между ними покрывается сеткой Рабица и раствором. Но наиболее распространен потолок с наружными балками.

 Поскольку расстояние между внешними стенами обычно не превышает 4—5 метров, стены, верхний венец бревен и столбы галереи составляют главный несущий элемент кровли, если дом деревянный и каменный. В домах, где стены плетневые, крыша опирается своей тяжестью на вертикальные столбы, вокруг которых создаются плетеные стены.

 Там, где крышу поддерживают внутренние перегородки, сверху к ним добавляется деревянная конструкция, опирающаяся концами на стены, что позволяет поднять крышу на высоту, соответствующую климатическим условиям каждой определенной зоны: очень высоко в районах с обильными снегопадами и ниже — в малоснежных низменных районах.

 Перегородки играют важную роль в распределении объемов жилого дома. Внутренние перегородки ставятся на каждом ярусе из того же материала, что и наружные стены: бревенчатые, глинобитные, саманные и т.д. Они образуют стены комнат и поддерживают несущую часть крыши.

 Неиссякаемая фантазия народных мастеров породила большое разнообразие региональных архитектурных форм, поражающих функциональностью, а также и постоянной заботой о декоративности. Складываясь в пропорциональные ансамбли и гармоничные композиции, орнаментальные элементы архитектуры — столбы, консоли, подпорки, балки, дверные и оконные наличники — почти всегда несут и конструктивную нагрузку, служат опорой или защитой. Ритмическое расположение этих строительных элементов, их разнообразное украшение — смотря по тому, какая роль им отводится, — всегда подчинены функциональному назначению постройки в целом.

Related Post

Leave a Reply